Энергосбережение и энергетическая эффективность городского хозяйства
Одним из направлений деятельности администрации городского округа является проведение политики энергосбережения и энергоэффективности во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Для реализации этих требований администрацией городского округа были разработаны две долгосрочные муниципальные целевые программы:
- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010-2020 годы»;
- «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009-2012 годы».
Эти программы действовали вплоть до 31 декабря 2013 года. С 1 января 2014 года вступила в действие муниципальная программа «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды», утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 № 3183. В состав этой программы вошла подпрограмма 1 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (далее Подпрограмма), содержащая цели и задачи, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского хозяйства.
Общий объем предусмотренного бюджетом финансирования Подпрограммы в 2014 году составляет 132,266 миллиона рублей. По состоянию на 31.12.2014 финансирование Подпрограммы составило 129,535 миллионов рублей: бюджет Камчатского края - 69,217 миллионов рублей, местный бюджет – 60,249 миллионов рублей. Распределение денежных средств по выполненным мероприятиям отражено в таблице 1.
Таблица 1.
№ |
Наименование мероприятия, объекта, группы проводимых работ и их источники финансирования |
Предусмотрено в 2014 году руб. |
Профинансировано на 31.12.2014 г. руб. |
Установка коллективных (общедомовых) приборов учета на отпуск коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах в Петропавловске-Камчатском городском округе |
13 769 600,00 |
11 353 575,29 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
12 176 200,00 |
11 103 575,29 |
|
местный бюджет |
250 000,00 |
250 000,00 |
|
внебюджетные источники |
1 343 400,00 |
0,00 |
|
Установка приборов учета используемых газа, электрической энергии, воды на объектах муниципального жилищного фонда |
1 510 267,41 |
1 505 097,18 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
719 800,00 |
715 827,50 |
|
местный бюджет |
790 467,41 |
789 269,68 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Установка приборов учета используемых природного газа, электрической энергии, воды для малоимущих граждан собственников квартир |
1 530 612,24 |
1 524 872,16 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
1 500 000,00 |
1 494 374,75 |
|
местный бюджет |
30 612,24 |
30 497,41 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Информационное, техническое, пропагандистское и учебное сопровождение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
7 220,00 |
7 220,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
местный бюджет |
7 220,00 |
7 220,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Организация мероприятий по энергосбережению учреждений социальной сферы |
58 100 000,00 |
58 100 000,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
местный бюджет |
58 100 000,00 |
58 100 000,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Создание (строительство каркасной модульной газовой котельной) дополнительного энергоблока к объекту, состоящее из котельной каркасного типа с расчетной теплопроизводительностью 35 МВт |
26 383 000,00 |
26 383 000,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
25 855 340,00 |
25 855 340,00 |
|
местный бюджет |
527 660,00 |
527 660,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Техническое перевооружение основного оборудования объекта «Сооружение котельной №1» (в том числе проектные работы) |
20 761 340,00 |
20 761 340,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
20 346 000,00 |
20 346 000,00 |
|
местный бюджет |
415 340,00 |
415 340,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Разработка схемы водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа с электронной моделью (с подробным гидравлическим расчетом) |
3 316 326,32 |
3 217 500,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
3 250 000,00 |
3 153 150,00 |
|
местный бюджет |
66 326,32 |
64 350,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Актуализация схемы теплоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа с электронной моделью (с подробным гидравлическим расчетом) |
3 571 428,99 |
3 465 000,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
3 500 000,00 |
3 395 700,00 |
|
местный бюджет |
71 428,99 |
69 300,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
Разработка схем водоотведения Петропавловловск-Камчатского городского округа с электронной моделью (с подробным гидравлическим расчетом) |
3 316 326,32 |
3 217 500,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
3 250 000,00 |
3 153 150,00 |
|
местный бюджет |
66 326,32 |
64 350,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
|
ВСЕГО по программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
132 266 121,28 |
129 535 104,63 |
|
федеральный бюджет |
0,000 |
0,00 |
|
краевой бюджет |
70 597 340,00 |
69 217 117,54 |
|
местный бюджет |
60 325 381,28 |
60 248 687,09 |
|
внебюджетные источники |
1 343 400,00 |
0,00 |
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности условно можно разделить на два блока – мероприятия, проводимые в муниципальных учреждениях, оплата потребления коммунальных услуг которыми происходит за счёт средств бюджета городского округа и мероприятияпо энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде.
За период 2011 – 2012 годы во всех попадающих под действиеФедерального закона от 23.09.2009 № 261-ФЗ бюджетных, казённых, автономных учреждениях и предприятиях, с участием муниципального образования, проведены обязательные энергетические обследования, получены энергетические паспорта.
В 2011 году муниципальными учреждениями завершен окончательный переход на расчеты за потребляемые коммунальные услуги с использованием приборов учета. Результатом этого перехода, и проведения в учреждениях ряда работ по выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, стало относительное снижение удельных величин потребления коммунальных ресурсов. Удельные показатели потребления коммунальных ресурсов муниципальными учреждениями (по отдельно стоящим зданиям) за период 2009-2014 годы отражены в таблице 2.
Удельные показатели потребления коммунальных ресурсов муниципальными учреждениями (по отдельно стоящим зданиям) за период 2009-2014 годы
Таблица 2.
Период |
Наименование ресурса |
|||
Тепловая энергия (ТЭ) (Гкал/м кв.) |
Электроэнергия (ЭЭ) (кВт*час/чел) |
Холодная вода (ХВС) (м3/чел) |
Горячая вода (ГВС) (м3/чел) |
|
2009 год |
0,188 |
260 |
12,04 |
4,41 |
2010 год |
0,181 |
253,06 |
10,04 |
3,68 |
2011 год |
0,167 |
247,35 |
13,17* |
3,72 |
2012год |
0,164 |
242,3 |
6,93 |
2,54 |
2013 год |
0,159 |
215,9 |
6,98** |
1,97 |
2014 год |
0,151 |
219,36*** |
6,95 |
1,87 |
Примечание:* Резкое увеличение удельного потребления холодной воды в 2011 году вызвано изменением методики МУП «Петропавловский водоканал» расчетных способов потребления холодной воды.
** Незначительное увеличение потребления холодной воды объясняется изменением методики расчета за ГВС из системы отопления (ХВС + ХВС для ГВС).
*** Рост удельного потребления электроэнергии в 2014 году объясняется увеличением количества единиц оргтехники в учреждениях, установкой бойлеров подогрева горячей воды в дошкольных учреждениях с открытой системой ГВС на период её отсутствия в летнее время года, применение электрообогрева в борьбе с обледенением крыш, вводом в строй подсветки административных зданий и т.п.
В 2014 году администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа были продолжены работы по внедрению энергосберегающих технологий в учреждениях социальной сферы, включающих в себя в первую очередь мероприятия, касающиеся общестроительных работ. Это такие работы, как: капитальный и текущий ремонт кровли, замена оконных блоков на ПВХ, устройство вентилируемого фасада, ремонт полов, отдельные сантехнические работы, ремонт системы горячего и холодного водоснабжения, централизованного отопления, ремонт электропроводки с заменой электрооборудования и светильников. Основная цель выполнения этих работ – сокращение потребления холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа сформирована полная правовая база по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Исполняя указание Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (письмо № 11-227-03 от 23.06.2011), Управление экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа проводит мониторинг исполнения муниципальными учреждениями Петропавловск-Камчатского городского округа требований федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В течение 2014 года муниципальные учреждения социальной сферы ежеквартально предоставляли отчеты по энергосбережению и энергоэффективности, полученные данные обрабатывались и загружались в автоматизированную систему АРМ «Мониторинг энергоэффективности. Регламентированная отчётность».
На основании типового положения и требований к производственным программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны соответствующие программы во всех бюджетных учреждениях города на период до следующего обязательного энергетического обследования. Установлена персональная ответственность руководителей этих учреждений за реализацию указных программ и рациональное использование предоставляемых им лимитов потребления коммунальных ресурсов.
На объектах жилищного фонда в 2014 году продолжалась установка коллективных (общедомовых) приборов учёта расхода коммунальных ресурсов и установка индивидуальных приборов учёта в квартирах муниципального жилищного фонда и в квартирах малоимущих граждан - собственников помещений в многоквартирных жилых домах. По итогам года в городском округе приборами учёта по всем видам коммунальных услуг оснащен 551 многоквартирный дом. В течение года установлено 77 коллективных приборов учёта, на общую сумму 11353,58 тыс. рублей (за счет средств бюджета Камчатского края - 11103,57 тыс. рублей, 250 тыс. рублей составили средства городского округа). Из 77 установленных приборов 31% составили приборы холодной воды, электроэнергии - 8%; горячей воды и тепла - 61%.
Оснащенность многоквартирных домов коллективными приборами учета по данным ресурсоснабжающих организаций
Таблица 3.
Вид потребления коммунального ресурса |
Число МКД, которые необходимо оснастить приборами учета |
Число МКД, фактически оснащенных приборами учета |
Процент оснащения |
Холодная вода |
2113 |
712 |
33,7 |
Горячая вода |
627 |
458 |
73,05 |
Отопление |
1564 |
878 |
56,14 |
Эл. энергия |
2340 |
1541 |
65,86 |
Газ | 0 | 0 | 0 |
Кроме этого, в 2014 году установлено: 702 индивидуальных прибора учета холодной и горячей воды в квартирах малоимущих граждан собственников квартир и 260 индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в квартирах муниципального жилищного фонда.
Результаты анализа потребления коммунальных ресурсов в МКД отражены в таблице 4, а величина удельного потребления коммунальных ресурсов в таблице 5.
Доля потребления энергоресурсов для многоквартирных домов, расчеты за которые производились по коллективным приборам учета, от общего потребления энергоресурсов 2010 –2014 годы
Таблица 4.
Период |
Доля потребления ресурса % |
|||
Тепловая энергия |
Горячая вода |
Электроэнергия |
Холодная вода |
|
2010 год |
Информация отсутствует |
13,21 |
8,23 |
|
2011 год |
34,23 |
33,77 |
32,41 |
14,32 |
2012год |
41,15 |
39,44 |
61,12 |
28,12 |
2013 год |
41,39 |
43,77 |
77,24 |
48,17 |
2014 год |
64,33 |
67,86 |
78,3 |
55,47 |
Величина удельного потребления коммунальных ресурсов для многоквартирных домов за 2010 – 2014 годы
Таблица 5.
Период |
Наименование ресурса |
|||
Тепловая энергия (Гкал/м2) |
Горячая вода (м3/чел) |
Холодная вода (м3/чел) |
Электроэнергия (кВт*час/чел) |
|
2010 год |
Информация отсутствует |
62,96 |
1347,77 |
|
2011 год |
0,264 |
36,81 |
61,95 |
1365,40 |
2012год |
0,271 |
33,97 |
58,73 |
1222,68 |
2013 год |
0,262 |
28,01 |
55,96 |
1329,09 |
2014 год |
0,248 |
26,02 |
50,91 |
1379,11 |
Примечание: Данные за 2010 год по теплу и горячей воде отсутствуют, нет информации по ГУП «Камчатскоммунэнерго»
Процесс перехода на энергосберегающий путь развития экономики администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечивает соответствующей информационной и образовательной поддержкой. В этих вопросах она активно взаимодействует с органами государственной власти, надзорными структурами, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, научным сообществом и деловыми кругами.
Деятельность администрации, направленная на проведение политики энергосбережения и энергоэффективности во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», будет продолжена и в 2015 году.